Социализация прекращается с выходом человека на пенсию

один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Выход на пенсию изменяет роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере. Социализация пожилых отличается от социализации на более ранних этапах жизни ещё и тем, что роли пожилых людей чётко не определены.

Стадии социализации личности

Следующая стадия социализация – маргинальная промежуточная, или псевдоустойчивая – это социализация подростка. Поскольку выход на пенсию в нашей стране совпадает с наступлением пожилого возраста, рассмотрим особенности социализации этой возрастной когорты, а также проблемы и риски, возникающие на посттрудовом этапе под влиянием вызовов информационного общества. Социализация пожилых отличается от социализации на более ранних этапах жизни ещё и тем, что роли пожилых людей чётко не определены. Существует две точки зрения на проблему социализации личности в пожилом возрасте. Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период якобы свертываются и никакого. Микрофакторы социализации – это различные социальные группы, непосредственно влияющие на человека и участвующие в процессах его воспитания: семья, рабочий коллектив, группы сверстников. Примером социологического подхода является точка зрения вой, которая делит социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.

Лекция 8(социализация)

один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Выбери правильный вариант ответа об этапах социализации. Социализация индивида прекращается с уходом на пенсию. До сих пор широко распространён подход, согласно которому социализация распространяется на периоды детства, отрочества, юности. Агенты социализации – это люди, которые на данном жизненном этапе отвечают за обучение индивида. Институты социализации – различные учреждения, которые оказывают влияние на направление социального развития человека. И, наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался.

Лигостаев Александр Георгиевич

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Чтобы смягчить кризис, связанный с выходом на пенсию, сохранить свое социальное положение и уровень жизни, пенсионеры самостоятельно трудоустраиваются или обращаются в службы занятости. Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Кризисный психолог Андрей Копнин отметил, что лучше всего люди находят общий язык на почте совместных ценностей. Он напомнил, что с выходом на пенсию у многих появляется время пожить именно для себя, но многие сталкиваются со страхом общением с незнакомцами. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе социализации человек усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности.

Социализация пожилых людей в современном российском обществе

4. Аргументируйте утверждение: « социализация прекращается с выходом человека на пенсию.» форма отчета: эссе. Социализация человека— определение, что включается в себя, виды. Процессы и этапы первичной и вторичной социализации, чем различаются, подходы к пониманию. Стадии социализации и их факторы, как происходит. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста ус-ловны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.

Пожилой человек в обществе – основные проблемы и пути их решения

"ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА НА ЭТАПЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ", Реферат Процесс взрослой, или продолженной, социализации имеет две стороны. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получивших в социологии особое название.
Мнение пожилых людей о проблемах, связанных с выходом на пенсию | Статья в журнале «Молодой ученый» Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы). В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация.
Социально-психологические аспекты социализации личности работой. Выход на пенсию - серьезный стресс для человека, который всю жизнь трудился, даже если это долгожданное событие.
Современная социализация пенсионеров Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О. Г. Бримом-младшим, ценно прежде всего тем, что фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении жизни человека.
Стадии социализации Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже (она предложена мною) является общепризнанной.

Стадии социализации личности

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ или микро- среды. Если речь идет о целенаправленном воздействии, что осуществляет общество на формирование личности, то это - агенты социализации.
Укажите стадию социализации которая включает обучение в школе период юности и молодости 4. Социализация заканчивается с выходом человека на пенсию. 5. Общество помогает индивиду социализироваться с помощью агентов социализации.
Укажите стадию социализации которая включает обучение в школе период юности и молодости Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека: вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Сущность социализации и ее стадии 21. Стадии процесса социализации. Стадия первичной социализации — продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
Особенности и проблемы социализации пожилых людей в современном мире, Типологии старости Существует две точки зрения на проблему социализации личности в пожилом возрасте. Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период якобы свертываются и никакого.

Социализация (в психологии развития) — это… Что такое Социализация (в психологии развития)?

  • «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА НА ЭТАПЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
  • Похожие статьи
  • Социализация пожилых людей в современном российском обществе
  • Домашний очаг
  • Еще по теме 7. Социально психологические аспекты социализации личности:
  • Основные этапы социализации

Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Аспекты социализации

Все они схожи и могут вытекать одна из другой. Проблема одиночества проанализирована в работе более детально. Часто процесс выпадения из социума может привести к серьезным последствиям. Оставшись в одиночестве, человек, выходя на улицу, видит вокруг себя людей, которые и представляют собой то общество, в котором индивид существовал многие годы. И теперь человек, видя людей вокруг себя, понимает, что он находится вне этого общества, что он не нужен ему. Очень тяжело понимать, что ты остался один.

Многие просто не в силах принять это, что приводит к серьезньм психическим расстройствам и даже к самоубийству. Об это можно с уверенностью заявлять еще и по той причине, что большинство самоубийств происходят от одиночества, а выпадение из общества - прямой путь к одиночеству. Часто пожилые люди просто даже не представляли или не представляют, что одиночество станет существенной стороной их жизни. Будучи не подготовленные к этому переживанию, они сначала теряются и затем безмерно страдают от его болезненных ударов. Одиночество становится еще более мучительным, превращаясь в хроническое переживание.

Второй по значимости стала проблема старческой беспомощности это тоже проблема посттрудовой адаптации , которая сосредоточивает в себе многие проблемы. Сюда можно отнести и преступность против пожилых, и нехватку средств к существованию, и все те проблемы, которые люди не могут самостоятельно решить после наступления старости. Образуется еще и информационная лакуна между молодым поколением и пожилыми людьми, между профессионально активной частью социума и людьми, прекратившими трудовую деятельность. И с каждым годом этот разрыв растет. Автором было проведено пилотажное исследование роли СМИ в жизни пожилых людей методом интервью.

Исследование показало, что, в среднем, пожилые люди смотрят телевизор от двух часов в сутки и более. Но они вынуждены смотреть сериалы, потому, что это единственное, что в полной мере воспринимается пожилым человеком, и другого ничего нет, В то же время телевидение может решить множество проблем адаптации пожилого человека, но на данный момент оно само формирует лакуну между людьми работающими и пожилыми. Современное Российское телевидение — это телевидение от молодых и для молодых. Пожилым уделяется очень мало внимания. Пожилые смотрят не только сериалы, но и новости что говорит об их заинтересованности к жизни , однако о жизни пожилых людей информации практически нет, они вообще исключены из поля зрения телевидения.

Государство, во многих случаях, не предпринимает никаких мер по улучшению положения пожилых людей и решению их проблем, тем самым усиливая социальную депривацию стариков. Помимо государства, проблемы рассоциализации остаются незамеченными и обществом. Большая часть социальных потребностей пожилых людей воспринимается обществом как неактуальная. Мы считаем усиливающим депривационным фактором то, что пожилое население относится к своему будущему и будущему страны довольно пессимистично. Большая часть пожилых людей идеализирует прошлое, критикуя нововведения.

Четвертая глава «Деформация социокультурного пространства пожилых людей и стратегии их посттрудовой адаптации» построена на результатах исследования проведенного автором октябре-ноябре 2005 года. Исследование было выборочным: из списков работающих и неработающих пенсионеров г. Дзержинска, предоставленных управлением социальной защиты населения г. Анализ данных демонстрирует крайне бедственное положение представителей старших возрастов при характерных для них достаточно невысоких запросах и ожиданиях, что свидетельствует о затянувшейся или неудавшейся ресоциализации этих. Представлены данные пожилых респондентов практически всех возрастных отрезков: от 55 лет до 78 - у работающих пенсионеров и от 55 до 84 - у неработающих.

Основными источниками существования пожилых людей сейчас являются: пенсии по старости, личные подсобные хозяйства и работа. Определенная доля пожилых получает пенсии по инвалидности и по потере кормильца и другие виды государственного обеспечения. В большинстве случаев единственным источником доходов для неработающих пенсионеров является пенсия по старости, но есть и другие источники доходов см. Заметим, что большинство неработающих пенсионеров относят свой материальный достаток к среднему, то есть к удовлетворительному. Эта «среднесть» может объясняться двояко.

Во-первых, с возрастом, снижаются материальные запросы, это, своего рода, принятие своей материальной депривации, покорность «старческой судьбе». Во-вторых, как было сказано выше см. В таблице 3 приведены данные по всей совокупности параметров, характеризующих в целом изменение их социального пространства. Состояние жилища 13 59 34 42 45 13 Графически эти изменения показаны на рисунке 1. Тремя графиками на этом рисунке показаны максимальная оценка для сравнения всех социальных параметров, средняя оценка по категории «что было до выхода на пенсию», и средняя оценка всех перечисленных параметров в настоящее время.

Таблица 3 Средние значения переменных по девятибалльной шкале. Остальные цифры означали промежуточные оценки 2,3,4 - оценка ниже среднего; 6,7,8 -оценка выше среднего. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что с выходом на пенсию произошло «сужение» всех полей социокультурного пространства: происходит материальная, социальная депривация даже со стороны семьи и, как крайний случай, дезадаптация, «сужение» социального пространства в целом. На рис. Но рисунок этот построен на средних значениях девятибалльной шкалы, поэтому закономерно возникает вопрос о том, есть ли различия в приспособлении, в адаптации неработающих пенсионеров, как влияют эти различия и с чем они связаны?

Методом факторного анализа был получен фактор, который мы назвали фактором базовой адаптации к жизни на пенсии. Термин «базовая» означает тот факт, что сюда вошли основные параметры жизненной ситуации пенсионеров: материальная обеспеченность, в том числе питание, одежда, возможность пользоваться медицинскими услугами; досуг, настроение сегодня и оценка прошлого. В таблице 4 приведено содержание этого фактора с соответствующими факторными весами. Таблица 5 Статистические параметры типологических групп в пространстве фактора базовой адаптации к жизни на пенсии. Однако попробуем проследить уровень и характер различий выделенных типологических групп.

По каким параметрам различаются эти группы? Прежде всего, посмотрим, как представители различных групп воспринимают свою нынешнюю жизнь. Данные о своем мироощущении респондентами различных групп представлены в таблице 6. Доля группы с той или иной степенью адаптации также указана в таблице 6. Наибольшую численность имеет группа с низким уровнем адаптации, это говорит о том, что способности противостоять социальной депривации и нисходящей социальной мобильности у пожилых людей очень низки, поэтому необходимо внедрение комплексных программ по увеличению адаптационных возможностей пожилого населения, как неработающего, так и занятого.

Группы адаптации Высокая Средняя Невысокая Низк ая андегра унд... У человека возникает необходимость приспосабливаться к изменениям практически во всех сферах жизнедеятельности. В связи с трансформацией нашего общества на пожилых людей легла особенно высокая адаптивная нагрузка. Процесс адаптации пожилого населения усложнился, появился ряд обстоятельств, вызывающих ухудшение его положения и требующих от него дополнительных усилий по адаптации к изменению всей общественной среды, включая политические, социально-экономические и культурные основы жизнедеятельности общества, фундаментальные механизмы социального регулирования. В настоящее время большинство организаций никак не заботятся о своих простых рабочих, вышедших на пенсию, величина которой, зачастую, не превышает полутора тысячи рублей.

Для многих людей переход на пенсию сопровождается стрессами, тоской и апатией, а пенсионный возраст ассоциируется со старостью и болезнями, поэтому и воспринимается как настоящая катастрофа и вызывает психологический кризис, особенно у тех, кто на работе был занят активной творческой деятельностью. Теперь она сменяется бездействием и пустотой. Если родители-пенсионеры воспитали взрослых детей людьми порядочными, трудолюбивыми, которые уже смогли достичь определенных профессиональных результатов, они могут не только быть спокойны за сына или дочь, но и черпать жизненные силы и энергию, переживая радость их успехов и достижений. Заключение диссертации содержит обобщение результатов научного исследования, выводы, сделанные при написании основной части работы, и определяет возможные направления дальнейшего изучения проблемы. Выражаются они практически во всех сферах жизни, начиная от семьи, и заканчивая доступом к социальным благам.

На фоне этих изменения происходят депривационные процессы и процессы нисходящей социальной мобильности, к которым пожилому человеку приходится адаптироваться. Соответственно, негативные факторы, связанные с посттрудовой социализацией легче переносятся людьми, степень адаптации которых значительно выше. А таких негативных факторов достаточно. К ним можно отнести и депривацию, и отсутствие внимания со стороны государства и, естественно, конфликт поколений. Наряду с депривационными процессами происходит и явная утрата прежних социальных позиций - забвение заслуг и отрыв от коллектива, что, в свою очередь приводит к изменению социального поля и уменьшению культурного капитала пожилого человека.

А это есть явная деформация социального пространства. Уровень посттрудовой социализации - это логическое продолжение допенсионного положения человека. Чем неблагополучнее социум, тем незащищеннее старость. И в этом заключается одна из основных опасностей снижения уровня жизни россиян, стагнации социально-экономической жизни старости. Наибольшее значение для людей пожилого возраста, как показывают исследования, имеют проблемы, связанные с их положением в социуме.

Проблемы беспомощности, одиночества, конфликта поколений - это все проблемы неудовлетворительной посттрудовой адаптации. Приоритетность данных проблем отмечает почти половина опрошенных респондентов Государство, во многих случаях, не предпринимает эффективных мер по улучшению положения пожилых людей и решению их проблем, усиливая тем самым социальную депривацию стариков. Помимо государства, проблемы пожилых людей остаются незамеченными и обществом. Центрами активной работы с пожилыми пенсионерами должны стать территориальные органы самоуправления. Это должно быть отражено в соответствующих документах ТОСов.

Основная задача таких общественных организаций заключается в приобщении пожилых людей к активной жизни и развитии системы взаимопомощи пожилым. Необходимо законодательно утвердить функцию помощи в поиске работы людям с ограниченной трудоспособностью по возрасту. Необходимо с помощью предложенной методики определения уровня посттрудовой адаптации выявлять группы с невысоким уровнем посттрудовой адаптации и социализации и проводить адресную работу с пожилыми представителями этих групп, направленную на повышение их социально-общественной активности. Парадокс сегодняшнего отношения к пожилым людям заключается в том, что их считают достаточно старыми, чтобы прекратить активную трудовую и социальную деятельность, но в то же время достаточно молодым, чтобы все свои проблемы решать самостоятельно, без помощи общества. По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1.

Щербаков И. Межпоколенческий разрыв в Российском обществе. Новгород: НКИ, 2006. Заказ 4361 Тираж Экз. Новгород-292, пр.

Глава 1. Пожилые люди как особая социальная группа. Глава 2. Социальная депривация и отчуждение пожилых людей. Глава 3.

Проблемы посттрудовой социализации пожилых людей. Глава 4. Деформация социокультурного пространства пожилых людей и стратегии их посттрудовой адаптации. Введение диссертации2006 год, автореферат по социологии, Щербаков, Иван Михайлович Актуальность темы исследования Отношение к старости всегда было двойственным: эту пору жизни можно воспринимать как итог развития то есть как благо или как увядание то есть как зло. Актуальность нашего исследования продиктована прежде всего тем положением, в котором оказалось старшее поколение в настоящее время у нас в стране, а во многих отношениях и во всем мире.

Это не случайно, так как среди наиболее неотложных проблем, стоящих перед мировым сообществом, выдвинулась проблема старения населения как в отдельно взятой стране, так и в целом на земном шаре. Но отношение к старшему поколению, как к прошлому, приводит к усилению нисходящей социальной мобильности пожилых людей, к существенному ухудшению их социального статуса и самооценки. Предмет исследования - посттрудовая социализация пожилых людей. Козловой, Д. Липского, А.

Анцыферовой, М. Елютиной, B. ФАнурина, Б. Методы исследования: анкетирование, анализ документов, математические методы обработки полученной информации факторный и кластерный анализ , систематизация и обобщение данных, полученных в ходе проведенного прикладного социологического исследования. Александрова, А.

Александрова в своей работе «Проблемы социальной и психологической геронтологии»1 фиксирует факт утверждения социальной геронтологии как самостоятельной научной дисциплины. Дмитриев в своей монографии «Социальные проблемы людей пожилого возраста»3 рассматривает вопросы, определяющие место пенсионеров в 1 Александрова М. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Человек на пенсии Социальные проблемы и образ жизни. Социальные проблемы пожилого возраста.

Среди работ последних лет, посвященных актуальным проблемам стареющего общества, следует выделить публикации, содержащие демографический анализ Б. Егорова тенденций развития гендерных отношений в стареющем обществе И. Лисовский, Н. Спасибенко, А. Лотмана, в которых раскрывается связь изменений, происходящих в нашей стране с культурно-исторической 4 Щукина Н.

В настоящее время усиливается внимание к геронтологической проблематике в контексте осознания статуса пожилых как особой социальной проблемы В. Альперович, А. Однако в предложенной им более 30 лет назад адаптационно-регуляторной теории старения он не только констатировал факт снижения приспособительных возможностей организма, но и свидетельствовал о появлении новых компенсаторных возможностей организма5. От 5 Фролькис В. Создание в социальных учреждениях групповых видов деятельности со взаимной поддержкой является одним из путей повышения п эффективности социальной работы.

Канда, основатель теории социальной работы и духовности, в своих работах объясняет приобщенности многих пожилых людей к религии. А понятия духовности и религиозности для людей пожилого возраста могут совпадать8. Ориентированные на концепцию непрерывности жизненного пути, и старость - это один из его этапов. Пожилой человек должен адаптироваться в новых условиях и продолжать активный насколько это возможно образ жизни9. Vital Involvement in old age.

Mental Htalth Lessons from abroad. Lessons from abroad:Adapting InternationalsocialWelfarelnnovations. Пожилые - это, прежде всего, обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении10. Третья позиция, правда, в явном виде проявляется редко, но отчетливо прослеживается при обсуждении мер социальной политики: пожилые - это экономический и социальный балласт общества, тормозящий эффективность реформ11. Источники эмпирической информации, использованные в диссертационном исследовании, включают данные Управления социальной защиты населения г.

Дзержинска предоставившего социальный паспорт города приложение 2 , данные социологического исследования среди пенсионеров г. Дзержинска, проведенного автором в начале 2003г. Цель исследования заключалась в определении степени зависимости поколения пожилых людей от различных факторов социального пространства и выявлении проблем, решение которых для пожилых является приоритетным. Также используются данные пилотажного исследования роли СМИ в жизни пожилых людей, проведенного автором в марте 2005г. В диссертации приведены данные, основанные на результатах вторичного анализа исследования Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации под руководством доктора философских наук, профессора В.

Бойкова, проведенного в ноябре 2003 года. Также приводятся данные вторичного анализа исследования, проведенного в ноябре 2005 года Институтом общественного проектирования г. В нем участвовали более 400 респондентов - работающих и неработающих пенсионеров жителей г. Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что в нем показана комплексная картина изменения социокультурного пространства пожилого населения как работающего, так и неработающего.

Социальное освобождение-это удаление общества от индивида через принудительную пенсию, взросление и самостоятельность детей, смерть близких и т.

Согласно данной теории любой пожилой человек сокращает свое жизненное пространство, количество исполняемых ролей и обращается к внутреннему миру, готовясь к смерти. Однако многие авторы подвергают критике эту теорию, так как описание освобождения как естественного и неизбежного процесса не соответствует реальности. Бромлей критикуя теорию социального освобождения, выдвинул следующие замечания: подобная точка зрения на процесс старения актуализирует политику сегрегации, даже равнодушия к людям позднего возраста, и провоцируют деструктивное убеждение, что пожилой возраст не так уж важен; теория социального освобождения в действительности не является истинно теорией, скорее прототеорией набор близких обобщений и аргументов ; действительно ли каждый пожилой человек нуждается в освобождении. Несмотря на то, что выход на пенсию приводит к потере социальных отношений когда дети выросли или близкие умерли , отношения с другими особенно с внуками, соседями, друзьями несколько заменяют утраченные. На поздних этапах жизни качество активности и отношений может стать более важным, чем их количество.

Теория наименования и маргинальности также выделяют старых людей в некую отдельную, изолированную прослойку общества. Она представляет старость как состояние девиантности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность. Поэтому, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.

Описанные «негативные теории старения» рассматривают старость и связанные с ней процессы как аномальные, неприемлемые в социальной жизни общества, а стариков как отживших или доживающих свой век. Соответственно, социальная политика государств, чье руководство явно или неявно придерживается описанной точки зрения, либо не замечает стариков, либо в лучшем случае, направлена на оказание материальной поддержки и развлечение пожилых людей. А это значит, что социальные программы будут поддерживать в стариках чувство неполноценности и ущербности. Теория возрастной стратификации занимает аналогичные позиции, хотя и в несколько смягченном варианте. Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях, т.

Основанием для такой стратификации является, прежде всего, хронологический возраст. В рамках этой теории на первый план выдвигаются такие проблемы, как общественный статус старых людей, индивидуальные перемещения из одного возрастного страта периода в другой, механизмы распределения социовозрастных ролей, взаимоотношения с прочими возрастными группами. Большинство старых людей не участвуют в «системе власти и влияния» и, таким образом, не обладают контролем ни над самими собой, ни над другими. Они утрачивают такую характеристику стратификации, как престиж, ибо последний обычно ассоциируется с основной сферой занятий, а старость неизбежно связана с увольнением. Таким образом, данная теория также способствует отношению к старости как к периоду, обладающему определенным, неизбежным недостатком, а именно: отсутствием контроля над ситуацией.

Если говорить о социальной политике государства, то в этом случае все вопросы, касающиеся жизни пожилого человека будут решены как бы для него, но без него, без учета его реальных желаний и потребностей. Теория активности является альтернативой теории социального освобождения. Авторы теории активности — Дж. Хавигхарст и Джон Маддокс. Ее сторонники считают, что в среднем возрасте, при нормальном старении, должны по возможности поддерживаться социальные контакты и активность.

По этой теории старение понимается как «продолжающаяся борьба за сохранение среднего возраста», как стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и состояние психики. Способность находить радости и ценности в жизни не исчерпывается в определенном возрасте, а должна сохраняться до самого конца жизни. В последнее время эта теория находит все больше сторонников на развитом западе. Соответственно появляются другие ориентиры в социальной политике государств. Создается все больше возможностей для проявления активности пожилого человека в социальной жизни.

Эту теорию можно отнести ближе к полюсу положительного восприятия старости. Хотя, косвенно, она все-таки также указывает на некоторую неполноценность этого периода, поскольку относит пожилых людей к особой категории, которая уже должна бороться за свою активность. Нельзя здесь отрицать и некоторой доли навязывания определенного типа поведения, внедрения стереотипа: пожилой человек должен быть бодр несмотря ни на что. Теория социального обмена считает, что более свободный образ жизни с небольшим количеством обязанностей может считаться одним из преимуществом старости. Необязательно при этом проявлять максимум активности.

И в то же время ее сторонники не согласны с тем, что активность должна быть снижена до минимума. Они считают, что как теория активности, так и теория освобождения являются предписывающими теориями и слишком увлечены ценностными оценками того, что значит благополучно стареть. Теория развития и непрерывности жизненного пути. С позиций этой теории, для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов, то есть содержание всего жизненного пути, предшествовавшего старости[63]. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе.

Переходя от ступени к ступени, человек стремится сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции. На наш взгляд эта точка зрения наиболее приемлема как в теоретическом, так и в практическом смысле. Действительно, не бывает одинаковых стариков, как не бывает и одинаковых детей. В последние годы стало модно говорить об индивидуальном подходе в школе, в сфере образования вообще. Мы считаем, что старость и социальное обслуживание также заслуживают индивидуального подхода.

Несомненно, можно выделить некоторые общие черты, присущие процессу старения вообще, можно выделить типы старения, однако, все же старение, как и взросление, индивидуально и неповторимо для каждого человека. Удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к наступлению старости зависят в первую очередь от здоровья. Негативный эффект слабого здоровья может смягчаться за счет механизмов социального сравнения и социальной интегрированности. Также важную роль играют материальное положение, ориентация на другого, принятие перемен. Реакция на уход на пенсию зависит от желания оставить работу, здоровья, финансового положения, отношения коллег, а также от степени запланированности ухода.

Вдовство, как правило, несет одиночество и нежелаемую независимость. В то же время оно может дать человеку новые возможности для личностного роста. При этом смысл, вкладываемый в происходящие события личностью, часто является более важным, чем сами эти события. Анализ общих закономерностей социальной адаптации пожилых людей требует строгого определения этого понятия и соотнесения его с близким понятием социализации. Большинство отечественных психологов сходится во мнении, что социализация от лат.

Социальную адаптацию признают одним из механизмов социализации[65]. Во-первых, она позволяет «личности группе активно включиться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности группе успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения». Во-вторых, она дает индивиду возможность принимать социальные роли в процессе адаптации. Социализацию и социальную адаптацию рассматривают как процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные[53]. В то же время не возникает ни малейших сомнений в том, что проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим.

Успешная социализация пожилых людей — одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни. Это доказывается и тем, что вопросы, связанные с социальной адаптацией пожилых, в первую очередь начали исследоваться в наиболее развитых и экономически благополучных странах, где пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание пожилых людей находятся на достаточно высоком уровне. Сложность состоит в том, что, если экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека и социальной ситуации.

Опросы, проводимые учеными, социологами и государственными служащими, отвечающими за работу с пожилыми людьми, показали, что среди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня собственной жизни, пожилые люди отмечают одиночество, состояние здоровья и экономические проблемы. Таким образом, несмотря на актуальность качества медицинского обслуживания и доходов, практически всех пожилых людей мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества и близких, одиночество. Говоря о социальной адаптации применительно к пожилым людям, М. Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе[55]. Повседневная, рутинная жизнь пожилых, как правило, не является исполнением какой-либо роли, а неструктурированные ситуации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них.

Вполне справедливо пожилой возраст называют стадией систематических социальных потерь и отсутствия приобретений. Эти потери связаны с болезнями и физическим недомоганием. Эти потери и их корреляты зависимости, изоляции и деморализации прогрессивно увеличиваются в поздней жизни». Они ясно показывают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности. Сказанное подтверждается эмпирическими исследованиями.

Так, П. Адельманн сравнила число проигрываемых одновременно пожилыми женщинами социальных ролей, их удовлетворенность жизнью и самооценку. Она обнаружила, что женщины, играющие две социальные роли одновременно, демонстрировали более высокую самооценку и более низкий уровень депрессии, чем женщины, играющие только одну роль. Другим фактором, определяющим социальную адаптацию, являются ценностные нормы, эталоны, традиции общества в целом и пожилых людей в нем, так как адаптация не может быть исследована вне связи с функционированием общественных отношений в целом, вне объективных социальных процессов. С точки зрения В.

Агеева, успешность адаптации в новых условиях прямо связана с успешностью скоростью, объемом, «точностью» овладения стереотипами новой группы, при этом процессы групповой идентификации и усвоение групповых стереотипов идут параллельно и обуславливают один другой, то есть стереотипы начинают усваиваться в том случае, если человек идентифицирует себя с группой, в полной мере осознает себя ее членом[63]. Успешность адаптации зависит от степеней статусной и ролевой определенности, которые прямо пропорциональны уровню социальной идентичности, то есть степени отождествления человечком себя с определенными культурной, национальной, социальной и возрастной группами[65]. В массовом сознании роль пенсионера, вдовца, просто пожилого человека — очень неясная, и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания. Потеря ролей и, как следствие этого, ролевая неопределенность деморализуют пожилых. Это лишает их социальной идее античности часто оказывает негативное влияние на психологическую стабильность.

Поскольку целевой функцией процесса социальной адаптации служит самосохранение «общества-семьи-личности» в их взаимосвязи и развитии, адаптация пожилых людей представляется сложным образованием, состоит из многих составляющих и ее критериями являются: на уровне общества — степень сближения ценностных ориентации различных половозрастных групп общества и степень совпадения авто- и гетеростереотипов пожилых; на уровне группы — степень ролевой адаптации, степень позитивности социальной идентичности, степень инкорпоризации замыкания пожилых на своем непосредственном окружении ; на уровне личности — приспособление к самому процессу старения и степень позитивности личностной идентичности[53]. Исследования процесса психологической адаптации пожилых людей проводились в русле не только социальной психологии, но и в отечественной геронтологии. Например, в адаптационно-регуляторной теории старения, разработанной В. Фролькисом, раскрыты положения о том, что одновременно с процессами возрастной деструкции и дезорганизации в старости происходит развитие и укрепление адаптационно-регулятивных процессов, направленных на выживание, повышение жизнеспособности, увеличение продолжительности жизни[65]. Применительно к психическому старению, отмечает Н.

Шахматов, это выражается в формировании в старости новой активной жизненной позиции, отражающей переоценку прошлых ценностей, пересмотр прошлых установок, выработку определенного отношения к собственному старению. При благоприятных формах психического старения образ жизни полностью приспособлен к изменившимся в старости внешним и внутренним условиям. В случае неблагоприятного, болезненного психического старения вопросы адаптации пожилых людей становятся клиническими проблемами. Лишь небольшое число пожилых людей минует негативную фазу кризиса пожилого возраста. Большинству из них необходима внимательная и квалифицированная помощь специалистов, близких людей и общества в целом.

В нашей стране использовать общественное мнение для организации помощи людям позднего возраста легче, чем во многих странах Западной Европы. Это объясняется тем, что в нашем обществе существуют достаточно устойчивые положительные стереотипы пожилых людей, в которых позитивно оцениваются их опыт, знания и умение выстоять в сложных житейских ситуациях. Следовательно, у пожилых людей возможно сформировать установку на их значимость для молодых, на помощь им, а у молодых — на принятие этой помощи, причем не столько в домашнем хозяйстве, сколько в профессиональной и социальной деятельности. Необходимость найти адекватную сферу применения активности пожилых людей связана и с тем, что пик социальной активности пожилых совпадает с предпенсионным периодом у мужчин в возрасте 56 — 60 лет, у женщин от 50 до 55 лет. По мнению В.

Пациорковского, это связано с усилением напряжения, возникающего в связи с неизбежным освобождением от занятости. Однако можно предположить, что причина заключается в особенностях протекания возрастного кризиса, в процессе самосознания личности, в результате которого и возникает переоценка целей, ценностей, интересов и потребностей. С выходом на пенсию у пожилого человека меняется число социальных групп, с которыми он взаимодействует, что влечет за собой качественную трансформацию в осознании себя. Так, члены семьи ожидают, что после выхода на пенсию пожилой человек станет больше внимания уделять домашним заботам, но вышедший на пенсию человек не только не ориентирован на домашнее хозяйство, но и дает низкую оценку такому способу времяпрепровождения. Шапиро на основе проведенных исследований также отмечает, что наиболее часто из негативных последствий прекращения работы отмечается увеличение нагрузки по дому и при этом ощущения своей бесполезности.

Скорее всего, домашняя работа не рассматривается пожилыми людьми как общественно полезная. Кроме того, по мнению Л. Липовой, они чувствуют себя оторванными от коллектива Совместная деятельность, имеющая общественную значимость, восстанавливает автономию и независимость пожилого человека, компенсирует ему уменьшение личностного социального потенциала, поэтому в периоды, предшествующие старости, пожилые тяготеют к активной социальной жизни. Анциферова, отмечает, что пожилые люди хотят и могут быть полезны обществу. Пожилые консервативны, догматичны в том случае, если они не заняты трудовой деятельностью, особенно связанной с творчеством[57].

Поэтому более молодые члены общества часто отказываются следовать советам пожилых, тем более не всегда понимают их переживания. Поиски выхода из этого круга вызывают у пожилых людей стремление общаться со сверстниками. Обращает на себя внимание именно актуальность контактов со сверстниками, а не с членами своей семьи. При этом помощь и понимание многие пожилые люди стремятся найти тоже у сверстников, а не у родных. Это связано и с экономическим положением молодых, которые часто не могут взять на себя полностью содержание престарелых родителей, а также с тем, что, как и в подростковом возрасте, другое поколение плохо понимает их.

Таким образом, преодолеть возникающие проблемы, найти способ адекватной социально-психологической адаптации к той ситуации, в которой они находятся, пожилые люди могут скорее в общении со сверстниками, которые сталкиваются с теми же проблемами, имеют примерно такие же жизненный опыт и стереотипы восприятия. При этом, безусловно, необходимо учитывать тот факт, что группа пожилых людей неоднородна по социальному составу, жизненному опыту, стереотипам и оценочным эталонам, а потому общение необходимо налаживать среди людей со сходным социальным статусом, общими ценностными ориентациями и установками. Расширение и углубление общения становится непременным условием социализации в этом возрасте. Сложность формирования новых личностных контактов связана с тем, что многие пожилые люди испытывают коммуникативные трудности. Фундаментальные исследования показывают, что в большинстве случаев пожилые люди страдают от нарушений в сфере коммуникации и от конфликтов, относящихся к этой области.

Две трети пожилых, обратившихся за помощью в психиатрическую амбулаторию института, говорили о проблемах контактов[63]. Страшникова отмечала, что при внешней контактности пожилые люди далеко не всегда психологически готовы завязывать новые знакомства, не всегда и не у всех есть прямая потребность в контактах. Многие из них приспособились к одиночеству, удовлетворяясь поверхностными формами общения. Авторы отмечают специфику взаимодействия пожилых людей между собой. Так, они стремятся избежать разочарования в знакомствах, подмечая мельчайшие детали поведения других, которые часто не соответствуют их идеализированному эталону.

Пожилые люди боятся быть непонятыми, страшатся разочарований и эмоциональных потрясений, они предполагают неудачи в общении, а в результате избегают его, хотя и страдают от его недостатка. Исследования показывают, что существует несколько способов компенсации того эмоционального напряжения, в котором находятся пожилые люди, повышения уровня их социально-психологической адаптации. Это общение с природой, увлечение искусством как в плане творчества, так и в плане восприятия , появление новой значимой деятельности, новых интересов, перспективы. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что общение с природой, домашними животными кошками, собаками и другими , уход за комнатными цветами, садом и огородом существенно снижают уровень напряженности, компенсируют недостаток общения пожилого человека. У людей, много времени проводящих на природе, менее выражен страх одиночества, ниже уровень агрессии и практически не наблюдается депрессивное состояние.

Не менее значимое воздействие оказывает и увлечение искусством. Пожилые люди, которые часто ходят в театр, консерваторию, посещают музеи и выставочные залы, психически намного устойчивей и в меньшей степени подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к искусству. Можно предположить, что эти интересы, входя в структуру личности, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с кризисом и не подвержена динамике в зависимости от статуса, круга общения и других возрастных факторов. Такое поведение становится тем стилем жизни, который придает устойчивость адаптационному процессу в целом. Для социальной адаптации людей пожилого и старого возраста очень важна временная перспектива.

Эмпирически установлено, что с возрастом стремление к будущему уменьшается, но если деятельность личности ограничивается только решением задач сегодняшнего дня, то ее психологическая организация обедняется, так как по своим творческим возможностям человек может решать более сложные проблемы[65]. Прогрессивное развитие личности как способ существования обеспечивается проявлением активности в разрешении противоречий между изменяющимися условиями бытия и реальными возможностями удовлетворения потребностей и интересов. Поэтому, хотя пожилым людям более свойственна ориентация на прошлое, при планировании определенной деятельности возможна и ориентация на будущее. При этом длительная перспектива, как правило, не имеет такого эффекта, как краткосрочная, примерно от полугода до полутора лет. Такая перспектива позволяет человеку строить определенные планы, снимает депрессию и страх смерти, помогает преодолеть болезни, так как дает уверенность в завтрашнем дне и открывает в нем реальные Для достижения даже старыми людьми цели.

Рассмотренные нами проблемы социальной адаптации и социализации пожилых людей показывают, что в их решении много противоречивых позиций, что связано с наличием многочисленных и разнообразных концепций личности и ее генезиса. Некоторые факторы, влияющие на психологическую устойчивость и активность пожилых людей, описаны нами выше. Однако нужно признать, что для того чтобы интерпретировать поздний период жизни человека как период развития личности, необходимо проводить целенаправленные исследования особенностей самоидентификации, анализ «образа Я» и степени его цельности, адекватности и осознанности у людей пожилого возраста, изменения типа активности пожилой личности. Исследование роли творчества, разных стилей жизни, общения в процессе социализации, влияния этих факторов на степень фрустрированности и психического напряжения в пожилом возрасте совместно с анализом степени влияния социальных изменений на целостность личности поможет решению этой проблемы[65]. Кроме того, правомерно ставить вопрос о широком научном обосновании и практическом внедрении идеи постоянного непрерывного образования применительно к пожилым людям.

Знание основных закономерностей будет способствовать социально-психологической адаптации людей в позднем периоде жизни, поможет организовать с ними профилактическую и коррекционную работу, которая даст эффективные результаты. Таким образом, те психологические изменения, которые происходят в процессе старения, ставят в качестве первоочередной задачи исследование их динамики и особенностей социального поведения пожилых. Поскольку одним из ведущих механизмов, обеспечивающих целостность личности и предсказуемость ее деятельности, является социальная адаптация, эта проблема выходит в центр исследовательских интересов[53]. Чаще всего эйджизм проявляется в отношении людей пожилого возраста[2]. Термин «эйджизм» первоначально был введен британским исследователем Р.

Батлером в начале 1960-х годов. Он определялся как процесс стереотипизации и дискриминации, направленный против пожилых людей только потому, что они пожилые, аналогичный расизму и сексизму. Это негативное отношение к старшим поколениям, которое отражается на качестве жизни самих пожилых и престарелых людей, ограничивает возможности их участия в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, где третий возраст может проявить и выразить себя, использовать накопленные за годы таланты и знания. Эйджизм существует во всех современных, а значит, быстро развивающихся, обществах. Видимо, это связано с тем, что отношения поколений никогда не носили гармонически-идиллического характера.

Бочаров отмечает, что «в традиционных обществах отношение к старикам варьировалось от трогательной заботы до самого жестокого обращения, вплоть до убийства». Он же подробно аргументирует, что вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине они характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Боязнь, неприятие старости пронизывают и современное общество. Одним из важных направлений социально-педагогической и социально-культурной деятельности государства по вопросам преодоления влияния эйджизма, а также увеличения продолжительности жизни и улучшения качества жизни в старости, является формирование такой социальной системы, которая позволит старшим поколениям полноценно и активно участвовать в общественной жизни[25]. Для практического решения этих вопросов необходимы не только логический, статистический анализ и лабораторные исследования, но, прежде всего, теоретическая база и научное осмысление самого феномена старости, изучение механизмов старения и выработка на этой основе способов изменения стереотипов упрощенного восприятия людей третьего возраста, разработка методов и средств сохранения здоровья пожилых людей, увеличения продолжительности жизни, поддержания активного образа жизни в старости.

Возможность социально-культурной активности в третьем возрасте — один из основных путей улучшения качества жизни лиц третьего возраста, преодоления негативных тенденций по отношению к старости. Этому в большой мере может способствовать реализация принципа социально-культурной активизации личности, главный постулат которого заключается в обеспечении вариативных возможностей для активной социально-культурной деятельности пожилых и престарелых людей. Как социальный феномен, эйджизм реализуется в виде определенного образа мышления и поведения людей. Как социально-психологическое явление, эйджизм подразумевает совокупность тех или иных элементов общественной психологии, под влиянием которых происходит его генерация. Английская церковь считает, что явления эйджизма обусловлены двумя главными факторами — страхом смерти и культурой, которая ассоциирует успех и счастье с продуктивностью и экономической активностью.

Каждое проявление эйджизма определяется в первую очередь факторами данной современной для него эпохи, то есть гносеологическими корнями. Однако для того, чтобы полностью раскрыть содержание того или иного проявления и определить место, которое принадлежит ему в общественной жизни недостаточно одних лишь современных факторов. В этом заключается значение исторического аспекта развития дискриминации по возрасту[4]. В условиях кризисной ситуации стран положение пожилых людей ухудшается, у них обостряются чувства зависимости, неустроенности, ущербности, усиливающие как пассивные, так и агрессивные реакции. Такие проявления, вызванные экономической нестабильностью, крушением ценностных ориентаций и другими причинами, ставят пожилых людей в разряд маргинальных групп, источников повышенного социального напряжения, влекущих за собой угрозу социальной безопасности как ее самой, так и ее окружения.

Эти зоны отношений требуют усиления внимания со стороны ответственных за них субъектов государственного управления. В целом невостребованность пожилого человека входит в противоречие с его общественной сущностью. Необходимо ее подкрепить, в том числе социально. В частности, средствами социально-культурной работы, в доступных ей сферах, чтобы по возможности смягчить ситуацию. Для практики социально-культурной работы характерен комплексный подход к проблемам, связанным со старостью.

Ведь и в 60 лет может быть интересно научиться общаться по-английски, познать основы психологии, дизайна, окунуться в краеведение или попытаться разобраться в экономике. Да, именно в экономике, здесь без аналитического мышления не обойтись. А это свойственно нашим старикам. Новостной портал «Компьюлента» высказал интересную мысль: неизбежное старение мозга человека не приводит к исчезновению каких-то его функций, а перераспределяет нагрузку между его отделами. Что-то слабеет, а что-то улучшается, в частности, аналитические способности. Вот еще одно из доказательств силы мудрости пожилых.

Заявление неголословно: озвучены результаты исследования Техасского университета, подробно все изложено в журнале «Psychological Science». Из жителей штата Мичиган сформировали три группы по возрасту: 25-40 лет, 41—59 и люди старше 60 лет. Всем участникам, а их было 247 человек, предлагалось высказать свое мнение о социальных проблемах общества государственного значения. Каково же было изумление экспериментаторов, когда пожилые люди лучше других справились с поставленной задачей. Это объяснимо: пожилые люди в обществе наблюдательны, им понятны устремления и мысли молодых и людей в возрасте. Именно поэтому они понимают, что все в нашем обществе имеют разные ценности, и пытаются найти компромисс в различных конфликтах социальных групп.

Анализируя данные проблемы, пожилые люди пытались найти приемлемое решение не для своей возрастной группы, а для всего общества. Американские ученые доказали, что отличная способность пожилых к социальным взаимодействиям не зависит от интеллекта, образования или социального статуса. Пожилые люди при решении вышеозначенных проблем опередили участников среднего возраста с соответствующим экономическим образованием. Участие пожилых людей в жизни общества: выдающиеся примеры Интернет, газеты и журналы с восхищением рассказывают о людях преклонных лет, нашедших себя в творчестве, спорте, искусстве и ведущих интересный и здоровый образ жизни Игорь Гольдман, 78 лет. Тяжелоатлет, ученый. Старость для Гольдмана — это отсутствие физической и интеллектуальной работы, конец планов и свершений.

С этим он не согласен, поэтому и в 78 лет легко поднимает 130 килограммов на штанге. Не зря же он активно участвует в международных соревнованиях по пауэрлифтингу, имеет звание чемпиона России, ставит мировые рекорды. Свое образование, а он биолог, применил для разработки индивидуальной системы тренировок. Используя природу и механику движений человеческого организма, Гольдман поставил цель: тренировки должны улучшать результат и защищать тело от травм. Тяжелоатлет с успехом занимается наукой, является директором трансгенбанка Института биологии гена РАН, с коллективом молодых сотрудников работает над созданием трансгенных животных, а это новое слово в современной науке. Лет десять назад увлекся публицистикой, его статьи можно найти в журнале «Юность».

Интересна своими открытиями, воспоминаниями очевидцев его книга «Сталин должен был умереть». Общество ждет от него новых произведений, уже подготовленных к печати. Егор Мишустин, 88 год. Супер-дед, так называют Егора Мишустина те, кто с ним знаком. Живет по принципу «Движение — жизнь! Нельзя опускать руки!

Его имя записано в Книге рекордов России, Егор Мишустин может за 2 минуты поднять восьмикилограммовую гирю шестьдесят раз! В 50 лет решил получить высшее образование и узнал, что на спортивное отделение его не примут из-за проблем с сердцем. Но всю жизнь он занимался спортом, был учителем физкультуры, побеждал в велогонках. Сейчас Мастер спорта международного класса проживает в г. Джон Лоу, 92 года, артист балета. Мнение уроженца Уитчфорда Великобритания Джона Лоу таково: надо найти то, что полностью изменит вашу жизнь.

Джону повезло, он нашел балет, вернее, себя в балете. Джон Лоу — ветеран Второй мировой войны, был узником японских военных лагерей. Всю жизнь проработал учителем искусств. А сейчас…танцует балет! Придя в 79-летнем возрасте в танцевальный класс с тайным желанием научиться бить чечетку, он сейчас имеет партию в спектаклях «Каменный цветок» Прокофьева и «Жизнь художника» Штрауса. Дети и одиннадцать внуков не стали отговаривать старшего Лоу от мечты.

Они помогли оборудовать в его доме зал для ежедневных упражнений у станка с условием, что делать обороты на 360 градусов он все-таки не будет. Общество восхищается такими примерами! Грейс Кук Grace Cook , 91 год, рок-музыкант. Многие бабушки, услышав звуки рок-музыки из комнат своих внуков, невольно морщатся. Но только не Грейс Кук! В Англии ее знают, как «чертову бестию с гитарой».

Действительно, этой женщине из Лондона уступают многие молодые. Музыка для Грейс всегда была любимым занятием. Поэтому, когда английский режиссер, работая над фильмом о престарелых, но не унывающих британцах, предложил создать самую возрастную музыкальную группу, не отказалась. Музыкальный коллектив не претендует на заработки и славу, 80-летние рок-музыканты понимают комичность своих выступлений. Не зря же они взяли название «The Zimmers», одинаковое с фирмой, выпускающей ходунки для пожилых людей. Однако группа уже несколько лет держится на пике славы, рок-звезды поют, играют и танцуют на радость людям, заражая общество своим оптимизмом!

Каково отношение к пожилым людям в современном обществе Отношение к пожилым людям в обществе — это зеркало цивилизованности любого государства. Именно общество в целом отвечает за своих стариков, за их востребованность, материальное положение, социальный статус, психологическое состояние. В разных государствах отношение к пожилым людям отличается: где-то не смеют присесть, если в комнате находится старший, а где-то дом без стариков считается обездоленным, неполноценным. Но мнение ученых-геронтологов не радует.

Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. Впечатление и внушение — выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения. Социальное облегчение — влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.

Понимание противоречий — осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса. Мезофакторы социализации Мезофакторы социализации — это определенные условия социализации групп людей, объединенных: национальным признаком; типом и местом поселения поселок, село, город, регион ; принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации компьютеры, телевидение, радио, кино и т. Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на: витальные, или жизненно важные охрана здоровья, характер питания, способы физического развития ; ментальные, или духовные. Особенности социализации, определенные типом и местом социализации: Значительный социальный контроль за поведением индивида, открытость в общении в поселках и селах. Широкий выбор системы ценностей, групп общения, стиля жизни, значительные возможности для самореализации в городе. Основные функции средств массовой коммуникации: Социально-психологическая функция: потребность в связях с другими людьми, удовлетворение в получении информации, поддерживающей его идеи, ценности, взгляды. Распространение знаний в области науки и культуры. Социальное управление и регулирование, поддержание общественных отношений.

Этапы социализации Социологи выделяют следующие этапы социализации: Адаптация. Подразумевает познание ценностей и приобретение навыка соответствия обществу. Это этап, когда ребёнок усваивает основные понятия, приспосабливается к правилам общества, подражает и адаптируется. Заключается в стремлении к персонализации и воздействию на других людей. Отношение к нормам социума становится более критическим. На этом этапе в зависимости от возраста выделяют промежуточную когда подросток ещё не имеет сформировавшегося мировоззрения и характера и устойчиво-концептуальную социализацию когда личность обладает уже устоявшимися свойствами. Позволяет проявить себя и свои возможности в конкретной социальной группе. Когда социум принимает свойственные личности характеристики, интеграция проходит успешно.

Если общество не принимает эти свойства, то возможны два варианта развития событий: первый — когда индивидуальность сохраняется, отношение к обществу становится агрессивным, а второй вариант характеризуется попытками изменить себя и соответствовать ожиданиям общества. Трудовой этап. Его границы размыты, так как этап включает себя все время трудовой деятельности члена общества. Человек воздействует на среду, воспроизводит социальный опыт. Послеструдовой этап. Он начинается тогда, когда прекращается трудовая деятельность. На этом этапе передается опыт более молодым членам общества. Прямое влияние на процесс социализации личности оказывают люди, с которыми человек непосредственно взаимодействует.

Речь идёт об агентах социализации. Состав агентов меняется в зависимости от возраста. Сначала это семья — родители, братья, сёстры, другие родственники, затем сверстники, учителя, коллеги, супруг или супруга. Все они в разной степени и в разных направлениях оказывают влияние на человека. Более подробно рассматривают стадии социализации в возрастном аспекте: Стадия младенчества характеризует период, когда основное место в жизни человека занимает мать. Развитие доверия, а также психологическое развитие напрямую зависят от отношений с матерью. Стадия раннего детства подразумевает развитие независимости, ребёнок начинает функционировать более самостоятельно. Стадия детства позволяет ребенку осознать себя личностью.

Он самостоятельно передвигается, разговаривает, познаёт мир, развивает мышление Отсутствие внимания и подавление со стороны родителей отрицательно повлияет на развитие ребёнка. Стадия младшего школьного возраста подразумевает овладение новыми знаниями вне дома и семьи. На стадии отрочества происходит множество физиологических процессов в организме ребёнка, острее встаёт вопрос о самоопределении и поиске своего места в жизни. Стадия юности характеризуется поиском спутника жизни, связи с социальной группой укрепляются. На стадии зрелости внимание личности направлено на работу и заботу о детях. Стадия старости характеризуется мудростью, переосмыслением себя и своей жизни. На процесс социализации влияет множество факторов: социальный и персональный опыт, окружающие люди, наследственность. Все факторы разделяют на четыре группы: микрофакторы социальные устои в семье, образовательном учреждении ; мезофакторы общественное устройство, характерное для места поселения, национальности ; макрофакторы социальные параметры государства, политический и культурный строй ; индивидуальные факторы характеристики личности определенного возрастного этапа.

Эффективность процесса социализации оказывает влияние не только на конкретного индивида, но и на все общество в целом. Когда в социуме происходит отклонение от общепринятых стандартов, речь идёт о девиации. Девиация — поведение членов социума от общепринятых стандартов поведения. Девиация может быть индивидуальная и групповая. Вторая более опасна, так как говорит о том, что сложившиеся условия и обстоятельства не позволяют найти своё место в обществе целой группе людей. С процессом социализации тесно связаны ещё два понятия: Ресоциализация — замена ранее усвоенных правил общества на более актуальные в нынешних условиях. Десоциализация — утрата ранее приобретённого социального опыта. Если ресоциализация — процесс обучения новому, то десоциализация имеет другую природу.

Добровольная десоциализация подразумевает сознательный отказ от ценностей и не ведёт к деградации личности, а вот вынужденная десоциализация на фоне личных проблем, потери работы оказывает разрушающее воздействие на человека. Не способный справиться с давлением обстоятельств человек старается уйти от реальности посредством поведения, ведущего к деградации. Этапы социализации Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов: Детство. Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению. Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет.

В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения.

Свежие записи

  • Стороны социализации. Социализация
  • Первичная социализация
  • Лигостаев А. Г.: ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • Трудовая стадия
  • Основные этапы социализации

Пожилой человек в обществе – основные проблемы и пути их решения

Особенно детально с этой точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я Кон, 1978. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития? К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и разнообразных пониманий личности, о которых уже говорилось.

Прежде всего само определение "Я-образа" зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Весь вопрос, по выражению А. Леонтьева, упирается в то, что будет названо в качестве составляющих "Я-образ". Есть несколько различных подходов к структуре "Я". Наиболее распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный знание себя , эмоциональный оценка себя , поведенческий отношение к себе. Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека Столин, 1984. Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности.

Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная "коррекция" представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида "расширяющуюся действительность", в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Это общее принципиальное положение означает необходимость выявления того конкретного "сплава", который возникает на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу можно, только определив стадии процесса социализации, а также институты, в рамках которых осуществляется этот процесс.

Стадии процесса социализации Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания Кон, 1979. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временны е рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, "распространение" социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности.

Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания. В последние годы актуализуются исследования по акмеологии, науки о зрелом возрасте. Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос.

Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия. В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации.

Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах "усвоения социального опыта" или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея "десоциализации", наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста.

Ощущение приближения старости и чувство бесперспективности возникают потому, что у стариков теряется то, что свойственно другим возрастным группам, а именно — наличие жизненных планов.

Жизненный план — идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределенной мечты, смутных желаний, в зрелом — четко выстроенной должностной карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают. Благодаря жизненным планам социализация их стихийного и неуправляемого процесса превращается в целенаправленную стратегию поведения.

Шихи замечает, что в переходные моменты образа жизни человек подвергается изменениям в четырех измерениях: первое измерение связано с внутренним ощущением себя в отношении других; второй - с чувством безопасности и опасности; третий - характеризуется восприятием времени достаточно ли его, или не хватает ; четвертый - ощущением физического спада. Названные ощущения задают основной тон жизни и подталкивают человека к тем или иным решениям.

Томан, соглашаясь с определением кризиса, как состояния чувственных и духовных стрессов, что требует значительного изменения жизненных позиций в течении короткого времени, анализирует его это понятие как структурированное явление: во-первых, появление события нарушает чувственное и духовное равновесие человека, во - вторых, событие изменяет нормальный ход жизни индивида, в-третьих, событие требует изменить жизненную позицию и способы, которыми человек действует в обычной ситуации; в-четвертых, кризис требует поиска новых методов выхода из необычной ситуации. Говоря о кризисных и стабильных периодах жизни человека, следует обратить также внимание на тот факт, что периодизация психического развития учитывает прежде психофизиологические изменения в организме человека, а периодизация социального развития опирается на особенности взаимодействия индивида с социумом на разных этапах его жизни то есть в меру его участия в общественной деятельности, социальных контактах, характере усвоения социального опыта, воспроизведения социальных связей. Именно поэтому периодизация социального развития имеет несколько иные возрастные пределы, чем периодизация психического развития. Например, согласно периодизации психического развития старший подростковый возраст 14-15 лет и ранний юношеский возраст 16-17 лет относятся к разным возрастных периодам, тогда как в периодизации социального развития они считаются единственным маргинальным переходным периодом социализации и через сходство ее механизмов, институтов, способов и т. В юридической психологии возраст 14-17 лет также не делится на отдельные периоды, а для его характеристики используется термин «несовершеннолетний», то есть такой, что сказывается определенным социальным статусом индивида, его гражданскими правами, привилегиями и обязанностями.

Итак, характеристики, вмещающиеся в понятиях «психологический возраст» и «социальный возраст», не всегда совпадают: наша жизнь дает неединичные примеры, когда индивид соответствует своему психофизиологическому возрасту, а в плане социальной зрелости считается инфантильным. Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант выделили такие особые периоды жизни индивида: 16-22 года в это время, когда человек пытается доказать себе и другим, что он способен к самостоятельной жизни; характерным признаком поведения в этом возрасте является демонстрация собственной независимости ; 23-28 лет этот период характеризуется самоутверждения личности; у человека формируется устойчивое представление о месте, которое она занимает или хотел бы занять в жизни, для этого периода свойственна резкая смена жизненного курса ; 29-32 года не переходный период между двумя жизненными стадиями, когда происходит довольно резкая переоценка ценностей, возникают вопросы типа: «Разве я так представлял себе свою жизнь?

Приведенная периодизация особых периодов в жизни человека заслуживает внимания, в то же время она не учитывает весь его жизненный путь от рождения до смерти , такие важные возрастные периоды, как один, три, семь лет это критические периоды в жизни ребенка ; 8 - 9 лет этот период характеризуется творческим подъемом ; 12-15 лет это подростковый переходный период, ребенок критически относится к себе и окружению, пытается переосмыслить окружающий мир ; 55-60 лет это критический период в жизни мужчин и женщин, ведь в этом возрасте большинство из них выходят на пенсию, что вызывает острое чувство ненужности. Современная отечественная психологическая наука все большее значение придает проблеме помощи личности в преодолении ею кризисных состояний, особенно на этапе приобретения и закрепления профессионального опыта, что по времени может совпадать с так называемым кризисом середины жизни человека, как перехода от молодости к зрелости, нового этапа в осмыслении ею оглавления собственного бытия и назначения в обществе. В психологической науке нет однозначного взгляда на хронологию жизненного цикла личности относительно особенностей данного периода. Так, если Э. Эриксон относит кризис середины жизни человека к сорокалетнему возрасту, а Г.

Шихи - к периоду между 35 и 45 годами, то Т. Титаренко считает, что кризис середины жизни приходится на пределе возраста 37-40 лет. Эриксон характеризует данный период жизни личности как генеративность, то есть на этой стадии происходит борьба между установкой на продуктивное развитие и состоянием стагнации. При этом производительность и творчество в различных сферах жизни тесно связаны с заботой о других. Шихи замечает, что данный период является состоянием обостренного ощущения времени, что «сокращается»: утрата молодости, угасание физических сил, изменение первоначальных ролей - любой из этих моментов может вызывать кризисную ситуацию.

По мнению Т. Титаренко, середина жизни - это период экстраординарного роста и внутренних изменений, которые недаром сравнивают с подростковым возрастом. Именно поэтому его называют вторым и последним шансом сделать свое дело, стать глубоким и более существенным, ведь в этот период максимальные ожидания со стороны социума сочетаются с реорганизацией личностных черт, консолидацией интересов, целей и обязанностей. Одновременно личность начинает ставить перед собой вопрос о целесообразности прожитой жизни, ее насыщенности, задумывается над тем, почему она не достигла целей, поставленных, когда то перед собой. Юнг рассматривал средний возраст как время максимального проявления потенциала человека и изменений в его психике, которые быстрее начинаются у женщин, чем у мужчин.

В основе теории развития человека Ш. Бюлера лежит интенция намерение. Интенциональность личности проявляется в течении жизни в выборах человека для достижения поставленных целей, формирование и достижение которых предопределяет основные фазы жизненного цикла.

Процесс социализации отдельной личности неразрывно...

Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация — процесс длительный, протяженный во времени и пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в различные периоды своей жизни.

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Социологическийакцентирует внимание на процессе усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или ной общности. Примером социологического подхода является точка зрения Г. Андреевой, которая делит социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую послетрудовую.

К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. В процессе развития ребенка вначале происходит освоение... Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.

Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса. Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития.

Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Прежде всего, увеличивается его удельный вес. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология изучение старения живых организмов, в т. Социализация — это активное взаимодействие личности с социальной средой активное вхождение человека в систему социальных связей.

Социализация определяется как двусторонний процесс, включающий в... С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.

Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует. Социологическому подходу противоположен психоаналитический, с позиций которого стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека. Социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. Однако, реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является компромиссный, который учитывает как социологические, так и психоаналитические взгляды на этот счет.

Вследствие этого можно выделить — первичную, — маргинальную, — устойчивую социализацию, а также — стадию, обусловленную необходимостью адаптации к новой ситуации, например в связи с выходом человека на пенсию и другими обстоятельствами. Первичная стадия социализации ребенка, согласно утверждениям З. Фрейда, распадается на оральную от рождения до 2 лет , когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; анальную от 2 до 3 лет , в течение которой ребенку прививают навыки гигиены. По мнению З.

Фрейда, данная стадия во многом определяет более позднее развитие человека; фаллическую от 4 до 5 лет. На этой стадии у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал эдиповым комплексом у мальчиков и комплексом Электры у девочек. Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями.

Фрейд утверждал, что основные личностные характеристик формируются на этих стадиях. В то же время, учитывая роль бессознательного в процессе социализации личности, нельзя забывать, что решающее значение здесь имеют процессы познания и овладения ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. В качестве подтверждения названных факторов можно привести пример семьи, где родились девочки-близняшки. Одна из них, появившаяся на свет на пять минут раньше, затем стала выполнять роль старшей сестры со всеми вытекающими последствиями.

К ней предъявлялись жесткие требования, в том числе и по уходу за младшей сестрой. Маргинальная промежуточная, псевдоустойчивая социализация — социализация подростка. Это переходный возраст от детства к юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью. Устойчивая социализация совпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей.

Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе или какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности. И, наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался.

3. Стадии процесса социализации

Говорить о конце социализации не приходится, так как этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем для социализации является все же детство и юность. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже (она предложена мною) является общепризнанной.

Понятие социализации

Стадии социализации личности Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Какой период охватывает первичная социализация Примером социологического подхода является точка зрения вой, которая делит социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.
Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Аспекты социализации И, наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался.
Особенности и проблемы социализации пожилых людей в современном мире Существует две точки зрения на проблему социализации личности в пожилом возрасте. Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период якобы свертываются и никакого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий